Беседа для 5-6 классов на тему: "Проступок, правонарушение, преступление"



Цель:
1.    Дать учащимся представление об этих понятиях, наказании за них, научить различать эти понятия.
2.    Развивать представление о том, что проступок, правонарушение или преступление отрицательно влияют на окружающих людей, совершение подобных действий карается законом.
3.    Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

ОборудованиеКарточки 2х цветов: зеленые и красные. (для игры «Верно-неверно»)

Ведущий: Сегодня мы поговорим на тему: «Проступок, правонарушение, преступление»
Что общего между этими тремя понятиями? (все они обозначают, нарушение каких-либо правил или законов.)
Можем ли мы сказать, что эти понятия обозначают одно и тоже? Да? Нет? Почему? (за проступок вряд  ли  могут посадить в тюрьму или оштрафовать, как за преступление и правонарушение?)
Рассмотрим несколько ситуаций.
Ситуация 1.
5-ти классник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление? (проступок, но тем, что он пропускал уроки, нарушил устав школы.)
Вспомнив наш устав школы….
Скажите, а предусмотрено ли какое –либо наказание за проступок? (выговор, исключение из школы)
Ситуация 2.
11-ки Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, то им не поздоровится. Что же это- проступок, правонарушение или преступление? ( конечно же это преступление, это вымогательство-преступление, предусмотренное ст.163 УКРФ)
В УК РФ описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность? Со скольки лет предусмотрена  уголовная ответственность? ( с 14 лет)
Ситуация 3.
10-ки в выходной день собрались на дискотеку. По дороге зашли в круглосуточный магазин, купили пиво и выпили его.
( это не преступление, административное правонарушение РФ «распитие спиртных напитков в общественных местах  запрещено)

Итак, рассмотрев несколько ситуаций, попробуем сами дать определение эти понятия - проступок, правонарушение или преступление
Проступок – это (нарушение правил поведения в школе)
 Приведите пример (непоздоровался с директором, учителем, нарисовал ручкой в тетради у соседа)
Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с 16-ти летнего возраста.
( А кто несет ответственность за ваши действия. Если вам нет 16 ти лет? Родители. Выплачивают штраф.)
Преступление - это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста уголовной ответственности. ( с 14 лет)

Игра «Верно-неверно».
(я зачитываю вам ситуации. Вы если согласны, с тем или иным моим высказыванием поднимаете зеленую, если нет- красную)
Ситуация 1
две подружки решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, и чтобы они убирались, иначе им будет плохо. Я считаю, что это проступок?
 (это проступок. Почему?)
Ситуация 2.
Девушка поздно вечером шла домой после дискотеки,  и группа подростков вырвали у нее сумочку и сорвали золотую цепочку. Я считаю. Что это правонарушение. Вы со мной согласны? ( это преступление. Кража и грабеж –это разные вещи Кража – это тайное хищение чужого имущества, а грабеж – открытое хищение чужого имущества)
Как можно было избежать данной ситуации? (не ходить одной)
Ситуация 3.
Группа 11-ти классников вела себя вызывающе: они сквернословили, награждали своих одноклассников обидными кличками, курили, не смотря на запрет в туалете. Писали на стенах непристойные слова. И выяснилось, что они отбирают деньги у малышей. Когда им сделали замечание одноклассники Юра и Миша, их жестоко избили. Я считаю, что это преступление. Согласны?
(да. Избиение – нанесение побоев.)
А когда они забирали деньги. Это преступление? Да, это грабеж.

Итак, мы попытались разобраться в понятиях проступок, правонарушение или преступление. А теперь попробуйте самостоятельно выполнить аналогичное задание. Работаем в группах.
Правила в группах:
1.    Каждый имеет право  высказать свое собственное мнение.
2.    Прежде, чем, что - то сказать нужно, подумать.
3.    Формулируйте свои выражения просто и понятно.
4.    Умей слушать другого.
5.    Уважай мнение каждого члена группы.
Задание для группы:
1.    Толя, учащейся средней школы, был замечен курящем на территории школы, с пачкой сигарет в кармане.
(Правонарушение, т.к. курить в общественных местах запрещено. Кодекс об административных правонарушениях)
2.   Света, уч. 10 кл, убежала из дома, живет у подруги, но продолжает ходить в школу. (это проступок, устав школы она ненарушила)
3.  От Димы пахло алкоголем, что заметил учитель в школе. (это правонарушение, нахождение в общественных в местах в состояния алкогольного опьянения запрещено)
4.   Третьеклассники Вова и Андрей систематически опаздывают на уроки. (проступок. Нарушение устава школы)
5.   На уроке физкультуры Женя оступился, нечаянно толкнул Влада. Влад разозлился и ударил Женю кулаком в плечо и в живот. ( Если Владу – 16 лет, то его действия будут считать преступлением)

Комментарии