Тренинг "От мечты к цели"



АКТУАЛЬНОСТЬ: Мы начинаем мечтать: вот было бы хорошо, если бы… Если мечты вдруг сбываются, мы считаем это чем-то сродни волшебству. Но реализовать можно любую мечту, если сделать ее целью. Если мечта — это волшебный образ в нашем воображении, то цель — это результат размышлений и логических умозаключений, а целеполагание — это осознанное, последовательное, спланированное движение к цели, к успеху, к исполнению мечты.
МОТИВАЦИЯ: Цель — это компас, по которому мы определяем, в правильном ли направлении мы идем. Поэтому первый шаг на пути к успеху заключается в определении целей.
СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАНИЯ: Обучающиеся 10-11 классов.
ЦЕЛЬ: Научить правильно ставить цели и разрабатывать поэтапные шаги для более эффективного достижения результата.
ЗАДАЧИ:
- понимание разницы между понятиями желание, мечта, цель;
- постановка личных целей;
- приобретение навыка составления "расписания" для реализации цели;
- составление "коллажа достижения цели".
ОБОРУДОВАНИЕ: Мультимедийный проектор, презентация, конфеты, раздаточный материал (рабочая тетрадь), журналы, фото участника, бумага, фломастеры.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ:
Личности для успешного проживания в России  необходимо умение направлять и определять свое развитие и развитие своей жизни. К.А.Абульханова-Славская вот что говорит по этому поводу: «К сожалению (или к счастью), приметами нашего времени становятся скорости, стрессы, которые оставляют человеку мало жизненного пространства для размышлений, созерцания, наблюдения. Поэтому правильная организация времени жизни превращается в одну из ведущих способностей личности к построению стратегии ее жизни».
Развитие умения направлять и определять свою жизнь начинается с определения того, чего же человек хочет от жизни – с сознательной постановки целей.
Идеальное построение своего будущего является и профилактикой девиантного поведения подростка. Д.И.Фельдштейн указывает, что: «для нормальных подростков отношение к настоящему и переживание настоящего всегда соединено с мыслями о будущем, чем о настоящем, а тем более о прошлом. В отличие от этого, девиантные подростки имеют «ретроспективную временную ориентацию», то есть, обращены в прошлое. При этом, прошлое, настоящее и будущее у них слабо связаны друг с другом». Временное целеполагание ориентирует подростков в будущее, связывает настоящее и будущее. Это организует и направляет деятельность подростка и помогает сказать «нет» сиюминутным желаниям, которые могут нанести ущерб планам.
В практической и общей психологии вопросы целеполагания рассматриваются очень по-разному, в зависимости от школы или от пристрастий того или иного автора. Люди все разные и если что-то подходит одному человеку, то не обязательно это подойдёт другому. Данный тренинг основан на  модели целепологания в нейролингвистическом программировании. Эта модель строится на идее мотивирующего результата (хорошо сформулированной цели). В отличие от многих психологических направлений, анализирующих причины неудач, НЛП спрашивает: «Что ты хочешь?»

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Обучающиеся добьются следующих результатов:
· Правильная постановка личных целей;
· Умение разбить большую цель на маленькие составляющие;
· Мотивация на достижение поставленных целей;

РЕСУРСЫ:
Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991.
Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии. – 1983. - №1.
http://www.turkulets.com/statiya/celepologanie.html

ХОД РАБОТЫ:

Часть тренинга

Время
Содержание материала
Вводная часть
7 мин
Презентация (Слайд 1). Приветствие. Вступительное слово. Постановка цели тренинга (Слайд 2). Обсуждение цели (правильно ли участники тренинга поняли цель).
Упражнение на знакомство «Конфеты»: Участникам предлагается выбрать конфету, которая может символизировать его характер, качества личности. Далее по кругу каждый участник представляется, говорит почему он выбрал ту или иную конфету. В конце упражнения можно съесть конфету.
Правила группы. Обсуждение с участниками тренинга правил. Три правила устанавливает тренер (правило микрофона, конфиденциальность, активность). Каждый может предложить свое правило.
Основная часть
15 мин
БЛОК 1. Желания, мечта или цель? Слайд 3.
·         Работа в парах. Каждой паре дается 1 понятие, которому нужно дать определение (желание, мечта, цель). Рабочая тетрадь (Приложение 1)
Давайте для начала определим: есть ли разница между понятий ЖЕЛАНИЕ, МЕЧТА, ЦЕЛЬ? В чем она заключается? Вы можете дать определение этим понятиям?
Еще до того как начнем мечтать, мы ощущаем иногда сильные, иногда неясные желания, которые находятся в подсознании. Чего-то хочется... И только после того, как мы смогли свое желание определить и назвать, оно становится мечтой, которая не дает нам покоя и заставляет в разных формах и образах возвращаться к ней вновь и вновь. Энергия нереализованного желания не дает нам покоя. Часто мечта остается несбыточной только потому, что мы не сделали ее целью. Но когда мы разрешили себе думать, что наша мечта, пусть трудно, но осуществима, и приняли решение осуществить ее, она становится целью.
Желание
Сиюминутная потребность. Например, мимо проезжает шикарная машина, появляется мысль «вот мне бы такую… везет же кому-то». Через несколько минут желание гаснет, проходит. Остается лишь горечь, от того что нет машины вообще или нет дорогой машины. Четко сформированная цель отсутствует.
Мечта
Навязчивое желание что-то иметь, оно не проходит, и человек мысленно периодически возвращается к нему в своих фантазиях, но при этом не имеет четкой цели и плана заполучить желаемое. Это чувство можно выразить следующим образом – есть огромный холм, у которого много дорожек и дорог, на вершине которого стоит желаемое, человек четко видит его, но не имеет понятия как туда добраться. Бывает даже, что он и не хочет добираться до желаемого, т.е. желание обладать им есть, но предпринимать какие-то действия для обретения он не собирается. Не собирается искать верный путь, и уж тем более следовать ему.
Цель
Это то, чего человек достигнет рано или поздно. Цель не появляется сама по себе, она формируется из мечты, которая вырастает из желания. Главная отличительная черта цели - это четкий путь ее достижения (а иногда и несколько альтернативных путей).
Для того, что бы достичь желаемого, сделать мечту явью необходимо составить четкий план, иметь несколько альтернативных способов достижения цели. Чем подробнее будет продуман путь, тем вероятнее и быстрее достижение цели. Но это еще не все за планом должны последовать действия. Человек в достижении своей цели должен быть как пуля вылетевшая из дула, нельзя останавливаться на полпути, нельзя замедлять темп, устраивать передышки и отвлекаться.
Примеры:
Материальная цель – дом на берегу моря.
Необходимо четко определиться где и какой вы хотите иметь дом. Надо выяснить цену подобных домов и заняться сбором необходимой суммы. Любая, даже самая высокая стоимость не должна пугать и останавливать. Если задать задачу своему мозгу, постоянно думать о способе заработка необходимой, для приобретения дома, суммы - решение придет. Стоит помнить о том, что чем выше для вас запрос, тем, скорее всего, (но не обязательно) длительней будет ожидание момента получения желаемого. Пока идеальный способ заработка не придуман, не стоит ожидать его,  откладывайте уже сегодня, каждый день промедления откидывает вашу мечту на месяцы вперед!

Для того, что бы получить от жизни все, что вам нужно, нужно твердо знать чего вы хотите, знать способы получения желаемого и активно действовать в выбранном направлении. Под лежачий камень… - как говорят – вода не течет!
·         Упражнение на понимание различий между этими понятиями
Давайте на конкретных примерах разберем основные ошибки.
1. Сбросить лишний вес
Что это? Мечта? Желание? Да, это не цель, это как раз мечта. Нет конкретных критериев, можно похудеть с 54 до 30 кг, находится при смерти, это ни как не может быть целью нормального человека.
Разумно будет если захотеть похудеть на 10 кг за 6 месяцев, вот здесь есть все пункты, которые говорят, это настоящая цель.
2. Часто бывать в путешествиях
Вы уже сами можете догадаться, что значит часто — раз в месяц, в год.
Такую задачу сложно выполнить, и получить удовольствие от результата, потому что нет четкого понимания, когда этот результат будет, достигнут и можно праздновать.
3. Быть счастливым
Опять отпекаемое понятие, счастье для каждого человека индивидуально.
Нужно выбрать конкретный показатель счастья и стремиться его воплотить в жизнь.
Я счастлив, когда гуляю со своим ребенком, значит, цель каждый день проводить с ребенком 30 минут, заставить Вас действовать и добиться результата.
Надеюсь, вы поняли, в чем разница.
·         Давайте попробуем сформулировать цель. (Озвучиваем не свои цели)

8 мин
БЛОК 2. Время и шаги. Слайд 4.
Учтите, что жизнь любого человека включает в себя 8 областей его деятельности, т.е. другими словами 8 сфер его потребностей:
1)      Финансы
2)      Духовное развитие
3)      Здоровье
4)      Личностный рост
5)      Семья
6)      Повседневные дела
7)      Отдых (развлечения)
8)      Карьера
Начните с того, что напишите «сумасшедший список» своих целей (абсолютно всё, что Вам хочется), разложите их по 8-ми областям и выберите по приоритетам; первоочередные, те, которые не терпят отлагательств. Вот с них и начните! И учтите следующее (Слайд 5):
1. Цель должна быть - Ваша: не друзей, не семьи, не страны, а именно  ВАША!
2. Цель должна быть реальна. Через 2 месяца дом в Монако – не реально!
3. Цель должна быть позитивна: «не хочу двоечником» - это не цель, «хочу к концу четверти иметь отметку «удовлетворительно» по предметам…» - это цель! И прекратите  думать о том, чего бы Вам не хотелось! Избавьтесь от слов паразитов таких как:«У меня не получается», «я не могу себе это позволить», «я больше не хочу болеть» и т.д! Вместо этого начните думать в другом ключе - думайте о том, что Вы хотите!!! Поэтому думайте позитивно и о том, что Вы действительно хотите! Не забывайте, что мысли наши материальны!
4. Цель должна быть конкретна:  если это - автомобиль,   то какой марки и цвета, какие сиденья в вашей машине, вы должны почувствовать то ощущение, когда вы садитесь за руль своей машины, запах новизны в салоне, какую музыку  Вы ставите, все до мелочей. А если это квартира - то в каком городе, районе; в каком доме и сколько этажей, на каком этаже Ваша квартира, с какой стороны, сколько комнат, какая кухня, какой балкон, какой открывается вид с балкона или окна гостиной  и т.д.
Цель нужно визуализировать  нарисовать ее в своем воображении. И постоянно возвращаться к своей картинке (мысленно).
5. Цель должна быть наглядна: напишите её - крупно, красиво. Повесьте этот лист  так, чтобы он часто попадался вам на глаза.  Дополните фотографией своего желаемого предмета. Можно написать свою краткосрочную цель на маленьких желтых листочках, такие напоминалки, с одной стороны с приклеивающим покрытием, и повести на свой компьютер, на холодильник, на что угодно, чтобы Вы как можно чаще это видели!
6. И - никогда не отступать! Вы не имеете на это права! Чего же ВЫ тогда стОите как личность? Чтобы цель, действительно,  стала целью, а не предметом  дизайна Вашей комнаты,  Вы должны составить реальный план работы, исходя из Ваших возможностей на ближайший год, месяц, неделю, дни - чем меньше срок, тем легче контролировать! Воспитывайте в себе желание и привычку трудиться.

2 мин
БЛОК 3. Чего я действительно хочу?
Из списка целей нужно выбрать самую важную для вас цель.

15 мин
БЛОК 4. Атр-терапевтическое упражнение "Коллаж достижения цели". Слайд 6.
Визуализация, или представление своей цели, очень хорошо работает. Когда мы представляем свою цель (не просто слово, а цвет, объем, вкус, запах - все, что соответствует нашей цели), мы наполняем ее гораздо большим количеством энергии, и наша цель осуществится гораздо быстрее.
Когда мы визуализируем, необходимо включить все каналы восприятия своей цели, чтобы она стала максимально материальной и осязаемой. Включите свое воображение и представьте свою цель со всеми деталями и подробностями, и тогда она наполнится огромным количеством энергии и осуществится.
Индивидуальная работа: составлению коллажа.
Выбираем цель, составляем план ее достижения, на коллаже отображаем поэтапно пути достижения цели.


13 мин
Просмотр коллажей. Обсуждение в группе. Притча «Будда и ученик» (Слайд 7). Шеринг.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рабочая тетрадь.
Тема: «От мечты к цели»
Цель: Научиться правильно ставить цели и разрабатывать поэтапные шаги для более эффективного достижения результата.
Желание – это ____________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Мечта – это ______________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Цель – это ________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Сферы потребностей человека. Распределите свои цели по 8-ми областям.
Здоровье                 Семья                 Финансы                 Личностный рост
_____________   _____________   ______________          _________________
_____________   _____________   ______________          _________________
_____________   _____________   ______________          _________________
_____________   _____________   ______________          _________________
_____________   _____________   ______________          _________________
Карьера                 Развлечения                 Духовное развитие                 Повседневные дела
_____________   _____________           ___________________          _________________
_____________   _____________           ___________________          _________________
_____________   _____________           ___________________          _________________
_____________   _____________           ___________________          _________________
_____________   _____________           ___________________          _________________
Разработка поэтапных шагов для достижения цели:
                                                          

Комментарии