Как похвалить ребенка?




  • Поощрений в воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний. 
  • Поощрений не бывает слишком много. Просто они должны быть адекватно психологически встроены в воспитательную систему родителя: с одной сто­роны, поощрения должны быть связаны с поступком ребенка, а с другой  нельзя использовать награды, подарки, ласку и т.п. только как подкрепле­ния. 
  • Поощрения должны создавать особую атмосферу стимулирования ребенка к самостоятельности и творчеству, принятия ребенка и подтверждения его значимости и самоценности как личности. 
  • Поощрения могут оказывать значительное положительное влияние на развитие личности ребенка. Как правило, родители владеют весьма широким репертуаром средств воздействия на ребенка, однако используется он далеко не всегда достаточно эффективно.

Известны такие виды поощрений, как похвала, ласка, совместная деятельность, материальное поощрение, разрешение активности с расширена прав ребенка.
Похвала. В похвале следует различать два аспекта: то, что родители говорят ребенку, и те выводы, ко­торые делает из похвалы он сам. Второй аспект, безусловно, более важен. Если родительская похвала объективна и реалистична, то выводы ребенка оказывают позитивный эффект на развитие у него способности к саморегуляции. Продуктивная похвала представляет собой описание результатов действий ребенка и их значения для окружающих.
Неоправданная похвала содержит прямые оценки личности ребенка, сравнения, не адекватна его реальным достижениям и возможностям. Кри­терии оценки поступка формируются у ребенка достаточно рано. Похвала необходима тогда, когда у ребенка еще их нет. Если они уже сформирова­ны, то может возникнуть ситуация несовпадения критериев родителей и критериев ребенка, поэтому необоснованная похвала будет воспринимать­ся как насмешка.
Если ребенка слишком часто хвалят, появляется тревога и страх лишиться позитивной оценки взрослого, неуверенность в своих силах либо, наоборот, теряется критичность, возникает комплекс «сверхполноценнос­ти». Ребенок может подумать, что его хвалят из намерения заставить сделать то, что хочет родитель, что он является объектом манипуляций.
Ласка представляет собой эмоциональный позитивный контакт ребенка с родителем в вербальной и невербальной (перцептивной, тактильной)  Форме. Ласка является для ребенка убедительным свидетельством положительной оценки родителем его поступка, повышает уверенность в себе чувство безопасности и принятия, самооценку и самоуважение. Однако нельзя использовать ласку как единственный способ подкрепления. Необ­ходимо также, чтобы ласка и выражение любви родителей к ребенку не бы­ли жестко привязаны к его успехам и достижениям.
Совместная деятельность включает такие способы поощрения, как сов­местная игра с ребенком, предложение принять участие в привлекательном общем занятии. Это очень продуктивный вид поощрения, однако недопусти­мо, чтобы практика совместной деятельности со взрослым в жизни ребенка выступала лишь как средство поощрения. Совместная деятельность со взрос­лым как важный источник развития познавательных процессов и личности ребенка должна стать непременным компонентом его повседневной жизни.
Материальное поощрение (подарки, награды) может быть эффективно. Однако такие поощрения не следует связывать с конкретными достижения­ми ребенка, послушанием, выполнением требований взрослых. Обещание награды за хорошее поведение или за определенный результат может с боль­шой вероятностью привести к формированию прагматического отношения ребенка к выполнению требований и запретов взрослых, причем ребенок начнет ставить условия. Подарки, как и ласка, не должны быть жестко связа­ны с достижениями ребенка, они должны выступать как подтверждение его значимости и выражение любви и принятия его родителем,
Разрешение активности с расширением прав ребенка. Желательно, чтобы такое разрешение выступало не как награда за конкретное действие, а как оценка взрослости, самостоятельности ребенка. Другими словами, расши­рение прав ребенка не должно быть следствием произвола и решения взрос­лого, облеченного родительской властью, но признанием высокого уровня компетентности ребенка, доказанной его поступками и достижениями.

Комментарии