Наказание детей. Что нельзя делать?



 Идеальных детей не бывает. Рано или поздно всем родителям приходится столкнуться с мыслью о наказании. Как наказывать ребенка? Какие виды наказаний приемлемы, а какие - нет, какие методы лучше действуют? Все это довольно индивидуально. Но и пользоваться наказаниями бездумно тоже нельзя. Важно соотносить силу наказания с серьезностью проступка. И еще: прежде чем наказывать ребенка, нужно поставить себя на его место, понять причину, побудившую его нашкодить. Лишь после этого можно решать, какое должно последовать наказание. 
Существует несколько видов наказания. Охарактеризуем кратко каждый из них.
Физические наказания, по сути, представляют собой вариант физической агрессии — намеренное причинение вреда, нанесение физического и психо­логического ущерба ребенку, связанное с переживанием боли, страхом перед болью, низведение и унижение личности ребенка. Физические наказания представляют реальную угрозу жизни и здоровью ребенка и являются абсо­лютно недопустимыми, будь то реальное действие или угроза физического наказания. Применение физических наказаний приводит к формированию морали «власти, силы и принуждения», низкому уровню усвоения норм просоциального поведения, развитию безынициативности, покорности, зависимости, тревожности, особой житейской изворотливости, лжи, агрессивности. Физичес­кие наказания становятся причиной значительного роста- агрессивности, склонности к насилию и жестокости в отношении к другим людям.
Вербальная агрессия проявляющийся в различных формах: порицаниях, упре­ках, ворчливости, осуждении, прямой и косвенной негативной оценке лич­ности ребенка. Основное негативное последствие — нарушение личностно­го развития, связанное с формированием у ребенка низкого самопринятия и самооценки, зависимости, тревожности, неуверенности в себе, мотивации избегания, скрытности, зависти. Оценивая эффект вербальной агрессии в отношении ребенка следует иметь в виду, что все высказывания родителя интерпретируются ребенком с точки зрения получения информации о себе (какой я есть); о родителе (какой человек отец/мать); об отношении роди­теля к ребенку («любит — не любит»).
Аффективное воздействие (гнев, ярость, крик). Неконтролируемые аффективные вспышки родителя ведут к потере ребенком чувствительности, способности к эмпатии, вызывают чувство страха. Теряется авторитет ро­дителя. Защитная реакция приводит к потере чувствительности к крику, повышенному тону, родительским окрикам. К данному виду способов воздействия на ребенка мы не относим выражение чувств как способ ориентации ребенка в аффективном состоянии родителя. Здесь подразумевается крайняя форма эмоционального воздействия на ребенка.
Лишение родительской любви. Родитель в случае нарушения ребенком его требований демонстрирует в открытой форме свое отвержение: «Я тебя больше не люблю», «Ты мне не нужен». Поведенческая форма этого вида наказаний представляет собой избегание контактов с ребенком (физичекого, перцептивного, деятельностного), стремление уйти, покинуть поме­щение, в котором находится ребенок, демонстративную от него изоляцию
Ограничение активности ребенка как вид наказания предполагает дейст­вия родителя, ограничивающие возможности деятельности и занятий ребен­ка: поставить в «угол», запереть в комнате, посадить дошкольника на стульчик и не разрешить вставать, лишить прогулки, запретить играть и т.п. Ограничение активности ребенка вызывает чувство обиды, переживание бес­помощности и зависимости о взрослого, провоцирует развитие пассивности или безынициативности либо негативизма и протестных реакций. В случае систематического использования такой вид наказания негативно отразится на развитии ребенка в целом. Запирание ребенка в темных помещениях мо­жет вызвать возникновение страхов, фобий, усилить тревожность.
Лишение благ и привилегий (материальных благ, сладкого, просмотра пе­редач, привлекательных занятий, отказ в покупке игрушек, интересной по­ездке). Этот вид наказаний включает введение временного запрета на права, которыми уже обладал ребенок. Например, подростку запрещается приходить домой позже 20 часов, хотя ранее он обладал привилегией возвращаться в 21 час. Действенность такого наказания определяется степенью значимости для ребенка того блага или той привилегии, которой он лишается вследствие проступка. Отрицательные стороны такого вида наказаний обусловлены жестко заданной позицией власти и доминирования родителя.
Инициирование чувства вины. Этот вид наказания выступает в форме внушения ребенку представления о том, что он совершил недостойный  моральном отношении поступок, с целью вызвать у него переживание чувства вины и стыда. Чувство вины может рассматриваться как показатели интериоризации моральных ценностей. Инициирование чувства вины может быть оправданно, когда система моральных норм и правил ребенком еще не присвоена. Однако даже в этом случае переживание вины не должно быть чрезмерным, не должно приводить к формированию наказующего самосознания и низкого самопринятия и самоуважения. Главное — не пре­вратить ребенка в маленького неудачника, избегающего малейших трудно­стей и любой активности, где, как ему представляется, он может оказаться не успешным. Если система нравственных норм и требований уже присвое­на ребенком и чувство вины является ответной реакцией на собственный проступок, инициирование чувства вины может быть вредно и опасно. На­казание ребенка в ситуации, когда он сам испытывает угрызения совести и чувство вины, может вызвать защитную реакцию и обесценивание тяжести проступка. При использовании такого способа воздействия на ребенка сле­дует учитывать, что чувство вины возникает уже в дошкольном возрасте.
Принуждение к действию. Родитель любыми способами заставляет ре­бенка совершить желаемое действие, не объясняя при этом причин и не обосновывая необходимости его совершения. Например, принудительное мытье рук без объяснения причин воспринимается ребенком как проявле­ние насилия и произвола со стороны родителя. Здесь возможно два нега­тивных следствия для личностного развития ребенка — формирование не­гативизма в отношении родителей и социальных требований и стандартов вообще или пассивная покорность и подчинение власти. К тому же посто­янное принуждение ребенка к действию отрицательно влияет на развитие его самостоятельности и способности к саморегуляции.
Наказание естественными последствиями основывается на личном опыте ребенка, сталкивающегося с непосредственными результатами сво­их. Так, в случае причинения какого-либо ущерба ребенок обязан сам справиться с ситуацией (разлил — убрал, получил двойку — исправил, разорвал что-то — сам зашил и т.п.). Этот вид предоставления обратной связи представляется весьма эффективным, по­скольку помогает найти конструктивный выход из ситуации ущерба. Такое поведение ребенка лучше всего воспитывается в совместной деятельности со взрослым, демонстрирующим модели желательного поведения личным примером.
Отложенный конфликт предполагает наличие паузы между проступком ребенка и ответной реакцией взрослого. Этот вид воздействия может быть полезен, когда родитель чувствует, что в силу негативного эмоционального состояния он неспособен контролировать ситуацию.
Блокирование нежелательного действия применяется в ситуации, когда поведение ребенка представляет угрозу для него самого, окружающих лю­дей, для сохранности материальных или духовных ценностей. Блокирование выступает в форме прерывания действия ребенка. Важно немедленно физически остановить действие и, если ситуация высокоаффективно заряжена, подождать с объяснениями и анализом ситуации до момента аффек­тивной «разрядки». Объяснения, анализ и ориентировка в проблемной ситуации должны быть вынесены за пределы ситуации конфликта.
Логическое объяснение и обоснование направлено на организацию ориен­тировки ребенка в последствиях его поступка для окружающих людей. Этот метод включает предупреждение ребенка о возможных последствиях его действий для других людей. Конструктивность данного метода обусловлена формированием у ребенка сенситивности к результатам своей деятельности, развитием эмпатии. Такой воспитательный метод благоприятствует моральному развитию ребенка.
Итак, очевидно, что, за исключением таких способов воздействия на ре­бенка, как наказание естественными последствиями, блокирование нежела­тельного действия и логическое объяснение, наказаний в процессе воспитания следует избегать.
Для того чтобы наказание было продуктивным необходимо соблюдать ряд рекомендаций.
·         Важно соотнести наказание с возрастом ребенка и тяжестью проступка.
·         Наказание не должно быть отложенным, поскольку отложенное наказание порождает страх, тревогу, депрессию.
·         Нельзя наказывать, будучи в состоянии аффекта.
·         Родители не должны объединяться единым фронтом против ребенка. Каждый из них должен вести себя естественно и сообразно своим представлениям о нормах и правилах поведения и деятельности, хотя, безусловно, следует стремиться к выработке единой системы воспитания.
·         В случае расхождения позиция супругов в отношении воспитания не следует открыто конфронтировать и спорить в присутствии ребенка, критично оценивать супруга, «навешивая ярлыки».
·         Не стоит делать проступок ребенка достоянием общественности, обсуждать его с друзьями и знакомыми. Соблюдение тайны скорее будет способствовать тому, что проступок больше не повторится, потому что коммуницирует веру родителя в ребенка и случайность им содеянного.

Комментарии