Занятие для старших подростков "Поверь в себя"



                      Вера в себя – это вера в то,
             что в вас есть нечто большее,
чем  вы о себе знаете.    

Митрополит Антоний


Основная цель: выработать формы поведения, одобряемые социумом или желательные для самих участников, развивать важны навыки межличностного взаимодействия и управления эмоциями, корректировать отношение к себе и уверенность в себе.
Уверенность в себе означает способность определять и выражать свои потребности, желания, предпочтения, ожидания. Уверенность в себе проявляется в умении использовать просьбы и отказы в отношениях со значимыми другими или с посторонними. Компонентами уверенного поведения могут быть взгляд, поза, жестикуляция, мимика, интонации выбор слов и выражений.

Уверенность в себе ведет к росту самоуважения. Неуверенный в себе человек сдерживают свои чувства из-за высокой тревожности, постоянного чувства вины, из-за недостатка социальных навыков. Агрессивный человек нарушает права других, навязывая им свою волю, унижая и оскорбляя. 

Задачи: развитие навыков уверенного поведения в социуме, формирование адекватной самооценки, социальная самоидентификация, формирование конкретных поведенческих навыков, осознание и принятие своего опыта.

Упражнение 1 «Расслабление»   

«Как вы, вероятно, помните, расслабление наступает на выдохе и связано с ощущением тепла и приятной тяжести. Это первая часть комплекса. Активизация же организма - на вдохе, с ощущением прохлады и легкости. Это заключительная часть комплекса. Следите за своим дыханием самостоятельно.
1-я часть комплекса. Примите удобную позу. Закройте глаза. Дыхание на расслабление… Вы пришли на выставку восковых фигур. Вы медленно движетесь от одного экспоната к другому. Останавливаетесь у одного из них. Внимательно рассматриваете. Ну да, это ваше точная копия. Даже вернее, это вы и есть. Очень интересно на время стать восковым человеком. Ваши ноги касаются пола. Пол очень теплый, он становится все теплее и теплее. Ваши стопы чувствуют это тепло, и воск начинает плавиться. Вы даже видите, как капельки воска стекают с ваших ног… Вам приятно  тепло. (Под команды тренера аналогично «тает» все тело.)

2-я часть комплекса. Последние капли падают с пальцев рук. Вы чувствуете приятное расслабление. Вы спокойны и уверенны в себе . Вас окружают друзья. Вам все под силу. Вы довольны собой. Побудьте в этом чудесном состоянии …

3-я часть комплекса. Но что это? Ноги, ваши ноги в воде. Она все прибывает. Прохладная, несущая ощущение свежести и бодрости. Она поднимается все выше и выше. Акцент на вдохе. (Под команды тренера активизируются и другие части тела…) Все ваши тело уходит под воду.  Вы легко отталкиваетесь и плывете к берегу. С каждым движением ощущаете прилив сил и заряд бодрости, целительное чувство свежести. Пока я досчитаю от 10 до 0, вы достигнете берега. Десять, девять, восемь и т. д. Улыбнитесь, вот берег, выходите. Ноль. Ваши ощущения?». 

            Упражнение  2

            Разминка «Австралийский дождь»


Участники встают в круг. Инструкция: Знаете ли вы что такое Австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

§     В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

§     Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

§     Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

§     Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

§     А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

§     Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

§     Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

§     Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

§     Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

§     Солнце! (Руки вверх).

            Упражнение 3

           «Мои сильные стороны»


Группа разбивается на пары, кто – то один из пары начинает  перечислять свои положительные качества, начиная каждую фразу следующим образом: «Мне нравится в себе…». Второй партнёр внимательно слушает, не перебивая и не уточняя. Затем по команде руководителя партнёры меняются ролями. После того как все высказались, руководитель раздаёт листы бумаги и карандаши, предлагая всем написать свои сильные стороны на листочке. Затем группа обсуждает, как, опираясь на свои сильные стороны, сделать что – то по – настоящему ценное. Затем участники рассказывают друг другу о том, как они собираются использовать свои сильные стороны для достижения своих целей.

Упражнение 4

«Три имени»

Цель: развитие саморефлексии; формирование установки на самопознание.

Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.

Упражнение 4

« Хвастовство»

Цель: создание условий и формирование навыков самораскрытия;

Участники садятся в большой круг и получают задание (время для подготовки 2-3 минуты). «Каждый должен похвастаться перед группой каким-либо своим качеством, умением, способностью, рассказать о своих сильных сторонах - о том, что он любит и ценит в себе». На выступление отводится - 1 минута. По окончании всех выступлений группа обсуждает ощущения, возникшие в процессе выполнения упражнения. 
Упражнение 5

«Всеобщее внимание»

Цель: развитие умения соединить вербальные и невербальные средства общения, формирование навыков акцентирования внимания окружающих за счет различных средств общения, формирование навыков акцентирования внимания окружающих за счет различных средств общения.

Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простую задачу Любыми средствами, не прибегая к физическим действиям, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники, обсуждаются итоги: кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет каких средств. На упражнение отводится - 15 минут.
Упражнение 6

 «Прорвись в круг»

Цель: стимуляция групповой сплоченности; снятие эмоционального напряжения.

Члены группы берутся за руки и образуют замкнутый круг. Предварительно ведущий, по итогам прошедших занятий, определяет для себя, кто из членов группы чувствует себя меньше всего включенным в группу и предлагает ему первым включиться в исполнение упражнения, т. е. прорвать круг и проникнуть в него. То же самое может проделать каждый участник.
 Упражнение 7
«Неуверенные и уверенные ответы»

Цель: формирование адекватных реакций в различных ситуациях; «трансактный анализ» ответов и формирование необходимых «ролевых» пристроек.

Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов. Ситуации:

• Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.

• Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас об этом обстоятельстве.

• Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.

• Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы. Вы терпеть этого не можете.

• Учитель говорит, что ваша прическа не соответствует внешнему виду ученика.

• Друг просит вас одолжить ему вашу какую-либо дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком не аккуратным, не совсем ответственным.

Для каждого участника используется только одна ситуация. Можно разыграть данные ситуации в парах. Группа должна обсудить ответ каждого участника. На упражнение отводится 40-50 минут.


Подведение итогов занятия

В конце занятия подводятся общие итоги всех этапов. Началу дискуссии предшествует обмен вопросами-ответами, список вопросов составляется группой. Примерный список задаваемых вопросов:

• В чем для меня выражаются затруднения самопознания, самовосприятия?

• Какие слова или словосочетания я говорю себе при этом?

• Что я при этом испытываю?

• Что препятствует мне самореализоваться?

Предлагается избегать повторений и чрезмерно обобщенных, мало дифференцирующих вопросов-ответов, речевых штампов, стереотипных высказываний. При ответах возможны встречные проясняющие вопросы:

• Что именно ты имеешь в виду?

• Какие проявления ты подразумеваешь? По окончании дискуссии целесообразно провести творческую заключительную комплексную письменную (или устную) аналитическую работу (10-15 минут), с ответами на две группы вопросов:

1) что мне удалось (не удалось) достичь в ходе занятия;

2) что понравилось (не понравилось) в ходе занятия.









Комментарии