Ребенок подвижный, активный - что в этом плохого?
Более того, он и смышлен не по годам, знает, как привести в движение сложную
игрушку, с пультом от телевизора - вообще не бывает проблем. Врачи на задержку
развития не указывают. И тем не менее,
вас постоянно выводит из себя его неугомонность, беготня, ерзанье,
нетерпеливость, невразумительные ответы.
Не
следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Если
ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой
становится упрямым и непослушным, - это не значит, что он гиперактивен. Если вы
заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на
месте, усидеть за столом, - это нормально. Утомляют детей и длительные
переезды.
У
любого ребенка время от времени случаются проявления гнева. А сколько детей начинают
"разгуливаться" в постели, когда пора спать, или балуются в магазине!
То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не считается
признаком гиперактивности. Быть может, это временно. Или просто так сложилась
ситуация.
Вот
здесь и кроется главное отличие ребенка
активного от гиперактивного.
Гиперактивный
ребенок, независимо от ситуации, в любых условиях - дома, в гостях, в кабинете
врача, на улице - будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не
задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. И на него не
подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры. Он просто не может
остановиться. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его
сверстников, даже самых избалованных и подвижных, которых можно уговорить, наказать, в конце концов.
Проявление
синдрома дефицита внимания с гиперактивностью определяется тремя основными
критериями (симптомокомплексами):
• Невнимательность
• Гиперактивность
• Импульсивность
Понятие
"невнимательность" в данном случае складывается из следующих
признаков:
• Обычно ребенок не способен удерживать
(сосредоточивать) внимание на деталях, из-за чего он допускает ошибки при
выполнении любых заданий (в школе, детском саду).
• Ребенок не в состоянии вслушиваться в
обращенную к нему речь, из-за чего складывается впечатление, что он вообще
игнорирует слова и замечания окружающих.
• Ребенок не умеет доводить выполняемую
работу до конца. Часто кажется, что
таким образом он высказывает свой протест, потому что ему не нравится
эта работа. Но дело все в том, что ребенок просто не в состоянии усвоить
правила работы, предлагаемые ему инструкцией, и придерживаться их.
• Ребенок испытывает огромные трудности
в процессе организации собственной деятельности (не важно - построить ли дом из
кубиков или написать школьное сочинение).
• Ребенок избегает заданий, которые
требуют длительного умственного напряжения.
• Ребенок часто теряет свои вещи,
предметы, необходимые в школе и дома: в детском саду никогда не может найти
свою шапку, в классе - ручку или дневник, хотя предварительно мама все собрала
и сложила в одном месте.
• Ребенок легко отвлекается на
посторонние стимулы.
• Ребенок постоянно все забывает.
Для
того, чтобы сделать вывод о том, что ребенок
невнимателен, у него должно присутствовать как минимум шесть из
перечисленных признаков, которые сохраняются по меньшей мере шесть месяцев и
выражены постоянно, что не позволяет ребенку адаптироваться в нормальной
возрастной среде.
Понятие
"Гиперактивность" включает в себя следующие признаки:
• Ребенок суетлив, никогда не сидит
спокойно. Часто можно видеть, как он беспричинно двигает кистями рук, стопами,
елозит на стуле, постоянно оборачивается.
• Ребенок не в состоянии долго усидеть
на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу.
• Двигательная активность ребенка, как
правило, не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится,
карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не
безопасно.
• Ребенок не может играть в тихие игры,
отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным.
• Ребенок всегда нацелен на движение.
• Часто бывает болтливым.
Понятие
"Импульсивность" включает в себя следующие признаки:
• Ребенок часто отвечает на вопросы, не
задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы.
• Ребенок с трудом дожидается своей
очереди, независимо от ситуации и обстановки.
• Ребенок обычно мешает другим,
вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим.
Говорить
о гиперактивности и импульсивности можно только в том случае, если из
перечисленных выше признаков присутствуют как минимум шесть и сохраняются они
не менее шести месяцев.
Признаки
синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) можно обнаружить у детей
самого раннего возраста. Буквально с первых дней жизни у ребенка может быть
повышен мышечный тонус. Такие дети изо всех сил стараются освободиться от
пеленок и плохо успокаиваются, если их пытаются туго запеленать или даже надеть
стягивающую одежду. Они могут с раннего детства страдать частыми
неоднократными, немотивированными рвотами. Не срыгиваниями, характерными в
младенчестве, а именно рвотами, когда все, что съел, - тут же обратно
фонтанчиком. Такие спазмы - признак расстройства нервной системы. (И здесь
важно не спутать их с пилоростенозом. Это
проблема желудка, неспособного принять много пищи. Она тоже выливается,
но уже по совершенно другой причине. В
таком случае необходимо обратиться за
консультацией к врачу)
Гиперактивные
дети на протяжении всего первого года жизни плохо и мало спят, особенно ночью.
Тяжело засыпают, легко возбуждаются, громко плачут. Они чрезвычайно
чувствительны
ко всем внешним раздражителям: свету, шуму, духоте, жаре, холоду и т. д. Чуть
постарше, в два-четыре года, у них появляется диспраксия, так называемая
неуклюжесть, более отчетливо заметна неспособность сосредоточиться на
каком-нибудь, даже интересном для него, предмете или явлении: бросает игрушки,
не может спокойно дослушать сказку, досмотреть мультик.
Наиболее
заметными проявления гиперактивности становятся в период дошкольного возраста,
к моменту поступления в школу.
Почему
именно в детском саду? Потому, что именно там малыш впервые сталкивается с
реальной жизнью. Он попадает в организованную ситуацию, в коллектив, живущий по
правилам, распорядку, и от каждого члена такого коллектива требуется достаточная степень самоконтроля.
Там надо уметь заниматься одним делом, уметь сидеть тихо, выполнять требования воспитателя, и многое другое, чего ребенок не просто не умеет, он не может этого
уметь. Но проблемы все-таки начинаются. И с каждым годом они становятся все
более острыми. Воспитатели и учителя жалуются на непрекращающееся беспокойство,
исходящее от ребенка. Уставшие родители замечают, ко всему прочему, что он
быстрее изнашивает одежду и обувь ("на нем все горит"), вмешивается
во все дела, свистит, болтает без умолку, задирает братьев и друзей, и
импульсивно дотрагивается рукой до любого, кто проходит рядом. И, тем не менее даже врачи не всегда могут сразу
ответить, действительно ли двигательная активность этого непоседы выше, чем у
обычных детей, или она просто носит другой характер.
Однако
замечено, что три четверти таких детей отличаются неповоротливостью,
неуклюжестью (диспраксией). Они постоянно что-нибудь переворачивают или
опрокидывают и очень медленно выполняют работу, требующую ловкости и
работоспособности. Многие с трудом обучаются езде на велосипеде и плохо играют в подвижные игры с мячом. Тело
ребенка как бы не "вписывается" в пространство, задевая предметы,
натыкаясь на простенки, дверные проемы. Ученые Университета Джона Хопкинса
(США) в 1999 году доказали, что размеры лобных долей правого полушария у детей
с гиперактивностью меньше, чем у их здоровых сверстников. Существуют и другие
изменения в центральной нервной системе, которые приводят к асимметрии передачи
сигналов и, соответственно, способствуют развитию патологического состояния.
Это очень важно помнить тем родителям, которые считают, что их ребенок просто
лентяй и ранее они воспитывали его недостаточно жестко.
Одна
из основных особенностей таких детей заключается в том, что они быстро
переключают внимание с одного предмета на другой и с большим трудом могут
сосредоточиться. Учителя жалуются, что они ничего не слушают на уроках. Плохо
выполняют домашние задания, начинают отставать в учебе, несмотря на достаточно
высокий интеллект. Этому есть объяснение: центральная нервная система
гиперактивного ребенка плохо справляется с новыми (увеличенными) нагрузками,
как физическими, так и психическими. Многие подолгу отвлекаются на свои
собственные мысли и не в состоянии воспринять даже короткий рассказ. Особенно
трудно им дается чтение, но обычно такие же сложности возникают с арифметикой и
письмом.
Вот
почему такой школьник чувствует себя, мягко говоря, неуютно в коллективе. Ведь
попав в разряд "неуспевающих", он начинает ощущать негативное
отношение со стороны учителей и сверстников, что еще больше усугубляется
неадекватным активным поведением.
Ребенка часто ругают, над ним смеются, "не берут в игру".
Из-за этого неуравновешенность, вспыльчивость, заниженная самооценка -
характерные эмоции при СДВГ - получают дополнительный стимул. Вспышки гнева и
раздражения случаются довольно часто и порой даже на ровном месте. Многие дети
замыкаются и начинают жить своей отдельной внутренней жизнью.
Но
случается и совсем противоположное - гиперактивный ребенок становится лидером. И тогда коллектив,
который он возглавляет, трясет и будоражит много лет. Очень важно помнить, что
такие дети, как правило, лишены чувства страха. Они могут, не задумываясь,
выскочить на дорогу перед мчащимся автомобилем, прыгнуть с любой высоты,
нырнуть в глубину, не умея плавать, и т. п. Здесь нужен особый контроль со
стороны взрослых, тем более что обычно у ребятишек с СДВГ снижена реакция на
болевые стимулы, и большинство из них спокойно воспринимают удары, порезы и даже
довольно серьезные травмы.
Часто
у детей с СДВГ появляются подергивания и тики. Тик представляет собой
внезапное, отрывистое, повторяющееся движение, охватывающее различные мышечные
группы. Напоминает нормальное координированное движение, варьируется по
интенсивности и отличается отсутствием ритмичности. Может временно подавляться
усилием воли и благодаря однотипности рисунка относительно легко имитируется.
Отличительная
черта тиков - их непреодолимый характер. Любая попытка подавить усилием воли
появление тика неизбежно ведет к нарастанию напряжения и тревоги, а
насильственное совершение желаемой двигательной реакции всегда приносит
моментальное облегчение.
Многие
дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью жалуются на частые
головные боли (ноющие, давящие, сжимающие), сонливость, повышенную
утомляемость. У некоторых наблюдается энурез (недержание мочи), причем не
только ночью, но и днем.
Наиболее
ярко симптомы заболевания начинают проявляться в детском саду, примерно в
пятилетнем возрасте, и длятся где-то до 12 лет. Второй "всплеск"
симптомов относят к 14 годам, что совпадает с периодом полового созревания.
Гормональный
"бум" отражается на особенностях поведения и отношения к учебе.
Трудный подросток (а именно к этой категории относится большинство детей с
синдромом дефицита внимания с гиперактивностью) может решиться и на расставание
со школой.
По
международной классификации выделяют три формы СДВГ:
• В первой форме гиперактивность
сочетается с нарушениями внимания; по распространенности это самая частая форма
заболевания.
• Во второй форме - преобладают
нарушения внимания.
• В третьей форме - преобладает
гиперактивность.
Последняя
форма встречается реже других. В большинстве случаев, если у ребенка есть
только гиперактивность, это может быть связано с его индивидуальными
особенностями, в частности, с темпераментом, поэтому не всегда можно говорить о
патологии.
Заметим,
что далеко не всегда и невнимательные дети попадают в число больных СДВГ.
Американцы, например, четко различают состояния гиперактивности и неспособности
концентрировать внимание (НКВ). Последнее вполне может проявиться само по себе
неспособностью закончить начатое дело, быстрым переключением интересов и т. д.
Кстати, довольно часто такие проявления мы наблюдаем и у взрослых людей. В
медицине это называется "остаточное явление неспособности концентрировать
внимание". И хотя природа этих двух синдромов практически одинакова -
минимальное нарушение функции мозга, лечить детей можно более щадящими
методами.
По
статистике, синдром нарушения внимания с гиперактивностью большей частью
встречается у светловолосых и голубоглазых детей и почти в пять раз чаще у мальчиков,
чем у девочек. Почему? Так, видимо, природа позаботилась, создав девочку более
выносливой даже в утробе матери. Девочка
не так восприимчива ко всяким вредным (патогенным) воздействиям, на ней
меньше отражаются и неблагополучные роды. Кроме того,
мозг у прекрасной половины человечества значительно отличается от мозга сильной
половины. Большие полушария головного мозга у девочки менее специализированы,
поэтому они лучше компенсируют любые поражения центральной нервной системы.
Среди девочек реже встречается "вечный двигатель", как правило,
заболевание у них проявляется в виде нарушения внимания, поэтому они хуже
учатся, чаще горюют и с трудом контактируют в коллективе.
Комментарии
Отправить комментарий