Чтобы лучше понять, какой тактики воспитания вы придерживаетесь, когда ваши дети плохо себя ведут, попробуйте ответить на следующие вопросы:
·
Ругаете ли вы детей за их поведение?
·
Прибегаете ли к угрозам, зная, что не станете или не сможете привести их
в исполнение?
·
Говорите ли детям то, о чем впоследствии жалеете?
·
Часто ли уступаете детям только потому, что это легче, чем вступать с
ними в спор?
·
Часто ли прибегаете к строгому наказанию за
небольшие проступки?
·
Наказывали ли вы когда-нибудь своих детей физически — шлепали или
поддавали им, потому что считали, что никакие другие средства уже не могут помочь?
Если на некоторые из приведенных вопросов вы ответили положительно, это, скорее
всего, означает, что в воспитании вы полагаетесь на наказание. Если так, вы
не одиноки. Многие родители, стремясь добиться от детей хорошего поведения,
срываются на крик, бранят, обзывают их и наказывают физически. Но наказание —
не лучший способ воспитания.
НАКАЗАНИЕ:
Под неприемлемым наказанием мы понимаем грубость и насилие, неразумные
действия, вредящие ребенку. Когда детей
подвергают телесным наказаниям — бьют, шлепают, дают подзатыльники — это наносит им эмоциональный и физический вред.
Когда ребенка унижают, высмеивают,
кричат на него или изолируют — это тоже
неприемлемое наказание, поскольку оно мешает правильному развитию ребенка.
Почему же
тогда взрослые так часто прибегают к подобным способам воздействия?
Такое наказание позволяет быстро изменить поведение ребенка (хотя впоследствии
вызывает еще большие трудности во взаимоотношениях родителей и детей). Кроме того,
оказавшись в трудном положении, взрослые нередко просто не знают, что можно
предпринять, и потому реагируют автоматически, давая волю своему гневу и
раздражению. Иногда их пугает потеря власти над ребенком: а вдруг дети перестанут их слушаться?
Возможно также, что никто никогда не учил их
другому способу воспитания, и они просто
следуют примеру своих родителей.
Вот
два примера неподходящего наказания:
Миша играет с
мячом и учится забивать его в ворота. Его
брату Диме тоже не терпится погонять мяч, и, не
дожидаясь своей очереди, он выбивает его
из-под Мишиных ног. Миша толкает Диму. Вошедшая в
этот момент мама хватает Мишу и говорит:
«Как тебе не стыдно обижать брата?»
Леночка взяла
красный карандаш и нарисовала картинку на
обоях в гостиной. Получившийся рисунок так ей
понравился, что она позвала маму, чтобы та тоже
полюбовалась им. Мама рассердилась и, шлепнув Леночку, на час
отправила ее в детскую.
В ответ на неподходящее или неразумное наказание дети, скорее всего, поведут
себя не самым лучшим образом — будут кричать, браниться или же, обиженно
пробурчав себе что-нибудь под нос, уйдут в другую комнату. Вероятнее всего, им
не понравится это наказание, да и у вас от
него останется неприятный осадок. Более того, вряд ли это наказание
научит детей вести себя правильно, чтобы
избежать неприятностей в будущем.
Неподходящее наказание влияет на то, как дети воспринимают
себя. От того, что на ребенка кричат, унижают и бьют, сильно страдает его самолюбие. Он начинает искать способы отомстить наказавшему
его человеку, или старается его избегать.
Нередко наказание нарастает, как
«снежный ком». Когда какая-то мера не приводит к ожидаемому результату,
родители уже не могут остановиться и прибегают к более жесткой. Так наказание может перерасти в крики, а затем и в
побои.
ОБУЧЕНИЕ:
Цель
этой статьи — показать родителям, как более
эффективно учить своих детей правильно себя вести, не прибегая при этом к неподходящим наказаниям. «Воспитание на основе
здравого смысла» предлагает родителям то, что мы называем «разумным обучением». Разумное обучение — это позитивный и эффективный подход к неправильному поведению детей.
Использовать разумное обучение вам
помогут следующие указания:
·
Прежде всего, четко выражайте свои мысли
— точно указывайте детям
на то, что именно они сделали правильно или
неправильно.
·
Во-вторых, незамедлительно реагируйте на поведение ребенка —
помогите ему понять связь между его
действиями и тем, к чему они приводят.
·
В-третьих, будьте конкретны — ясно показывайте детям то, как они
могут улучшить свое поведение.
·
В-четвертых, будьте позитивны — обучайте детей владеть собой, контролировать свои действия и
адекватно выражать эмоции.
·
В-пятых, активно включайтесь во взаимодействие со
своими детьми — дайте
им возможность показать, чему они
научились. Принимайте участие в их обучении и вместе добивайтесь поставленных целей.
·
В-шестых, предоставляйте необходимую информацию — будьте для своего ребенка
учителем и наставником, рассказывайте
ему то, что поможет ему учиться самостоятельно решать проблемы.
Иными
словами, разумное обучение поможет вашему ребенку обрести уверенность в себе, научит его ладить с окружающими и привьет навыки, необходимые для принятия
самостоятельных решений.
Рэй Берк и Рон Херрон
Комментарии
Отправить комментарий