Наказание или обучение?



Чтобы лучше понять, какой тактики воспитания вы придерживаетесь, когда ваши дети плохо себя ведут, попробуйте ответить на следующие вопросы:
·                Ругаете ли вы детей за их поведение?
·                Прибегаете ли к угрозам, зная, что не станете или не сможете привести их в исполнение?
·                Говорите ли детям то, о чем впоследствии жалеете?
·                Часто ли уступаете детям только потому, что это легче, чем вступать с ними в спор?
·                Часто ли прибегаете к строгому наказанию за
небольшие проступки?      

·                Наказывали ли вы когда-нибудь своих детей фи­зически — шлепали или поддавали им, потому что считали, что никакие другие средства уже не могут помочь?    
Если на некоторые из приведенных вопросов вы ответили положительно, это, скорее всего, означает, что в воспитании вы полагаетесь на наказа­ние. Если так, вы не одиноки. Многие родители, стремясь добиться от детей хорошего поведения, срываются на крик, бранят, обзывают их и наказывают физически. Но наказание — не лучший способ воспитания.

НАКАЗАНИЕ:
Под неприемлемым наказанием мы понимаем гру­бость и насилие, неразумные действия, вредящие ребенку. Когда детей подвергают телесным наказа­ниям — бьют, шлепают, дают подзатыльники — это наносит им эмоциональный и физический вред.
Когда ребенка унижают, высмеивают, кричат на него или изолируют — это тоже неприемлемое наказание, поскольку оно мешает правильному развитию ребенка.
Почему же тогда взрослые так часто прибегают к подобным способам воздействия? Такое наказа­ние позволяет быстро изменить поведение ребенка (хотя впоследствии вызывает еще большие трудно­сти во взаимоотношениях родителей и детей). Кроме того, оказавшись в трудном положении, взрослые нередко просто не знают, что можно предпринять, и потому реагируют автоматически, давая волю сво­ему гневу и раздражению. Иногда их пугает потеря власти над ребенком: а вдруг дети перестанут их слушаться? Возможно также, что никто никогда не учил их другому способу воспитания, и они про­сто следуют примеру своих родителей.

Вот два примера неподходящего наказания:
Миша играет с мячом и учится забивать его в во­рота. Его брату Диме тоже не терпится погонять мяч, и, не дожидаясь своей очереди, он выбива­ет его из-под Мишиных ног. Миша толкает Диму. Вошедшая в этот момент мама хватает Мишу и говорит: «Как тебе не стыдно обижать брата?»
Леночка взяла красный карандаш и нарисовала картинку на обоях в гостиной. Получившийся ри­сунок так ей понравился, что она позвала маму, чтобы та тоже полюбовалась им. Мама рассер­дилась и, шлепнув Леночку, на час отправила ее в детскую.
В ответ на неподходящее или неразумное нака­зание дети, скорее всего, поведут себя не самым лучшим образом — будут кричать, браниться или же, обиженно пробурчав себе что-нибудь под нос, уйдут в другую комнату. Вероятнее всего, им не понравится это наказание, да и у вас от него останется неприятный осадок. Более того, вряд ли это  наказание научит детей вести себя правильно, что­бы избежать неприятностей в будущем.
Неподходящее наказание влияет на то, как дети воспринимают себя. От того, что на ребенка кричат, унижают и бьют, сильно страдает его самолюбие. Он начинает искать способы отомстить наказавше­му его человеку, или старается его избегать.                                                                    
Нередко наказание нарастает, как «снежный ком». Когда какая-то мера не приводит к ожидаемому результату, родители уже не могут остановиться и прибегают к более жесткой. Так наказание может перерасти в крики, а затем и в побои. 


ОБУЧЕНИЕ:

Цель этой статьи — показать родителям, как более эффективно учить своих детей правильно себя вести, не прибегая при этом к неподходящим нака­заниям. «Воспитание на основе здравого смысла» предлагает родителям то, что мы называем «ра­зумным обучением». Разумное обучение — это по­зитивный и эффективный подход к неправильному поведению детей.
Использовать разумное обучение вам помогут следующие указания:
·         Прежде всего, четко выражайте свои мысли точно указывайте детям на то, что именно они сделали правильно или    неправильно.
·         Во-вторых, незамедлительно реагируйте на по­ведение ребенка — помогите ему понять связь между его действиями и тем, к чему они приводят.
·         В-третьих, будьте конкретны — ясно показы­вайте детям то, как они могут улучшить свое поведение.
·         В-четвертых, будьте позитивны — обучайте де­тей владеть собой, контролировать свои дейст­вия и адекватно выражать эмоции.
·         В-пятых, активно включайтесь во взаимодей­ствие со своими детьми — дайте им возмож­ность показать, чему они научились. Принимай­те участие в их обучении и вместе добивайтесь поставленных целей.
·         В-шестых, предоставляйте необходимую ин­формацию — будьте для своего ребенка учите­лем и наставником, рассказывайте ему то, что поможет ему учиться самостоятельно решать проблемы.
Иными словами, разумное обучение поможет вашему ребенку обрести уверенность в себе, научит его ладить с окружающими и привьет навы­ки, необходимые для принятия самостоятельных решений.
Рэй Берк и Рон Херрон

Комментарии