1. Метод
ключевых слов.
Что такое ключевое
слово? Это своеобразный "узел", связывающий хранящуюся в памяти
информацию с нашим непосредственным сознанием и позволяющий нам ее
воспроизвести. Для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить 1-2 главных
(ключевых) слова и запомнить их, после чего стоит только их вспомнить: - как
вспомнится вся фраза.
Этот метод можно
применить и при запоминании больших по объему текстов, составляя цепочку
ключевых слов, следующих друг за другом и связанных между собой. Для этого
запоминаемый текст разбивается на разделы. В каждом из разделов выделяются
основные мысли, для каждой из них выделяется минимальное количество ключевых
слов, которые необходимо связать между собой и запомнить. Таким образом,
формируется некоторый костяк текста, содержание и форму которого можно
воспроизвести, восстанавливая в памяти ключевые слова.
2. Метод
повторения И. А. Корсакова (основные
принципы)
1)
Необходимо повторить информацию в
течение 20 секунд сразу после ее восприятия (имена, телефоны, даты и т. п.),
так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии
запоминания, следующие непосредственно за восприятием.
2)
Промежутки времени между повторениями
информации нужно по возможности удлинять. Предположим, если на подготовку
дается 7 дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может
быть построена так:
1-й
день —2 повторения;
2-й
день — 1 повторение;
3-й
день — без повторений;
4-й
день — 1 повторение;
5-й
день — без повторений;
6-й
день — без повторений;
7-й
день — 1 повторение.
3)
Количество повторений должно выбираться
с некоторым запасом. Следует придерживаться простого правила: число повторений
должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация
не пропадала.
4)
Если вы хотите запомнить информацию
только на несколько дней, то после непосредственного ее восприятия рекомендуем
повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов. И еще раз,
через 24 часа.
3. Комплексный
учебный метод
Большое количество
информации можно запомнить с помощью частичного учебного метода, при котором
повторяется предложение за предложением, стихотворная строка за строкой. Однако
при частичном учебном методе информация дробится и вырывается из своего
контекста, что затрудняет выполнение и приводит к увеличению числа повторений.
В отличие от этого, при комплексном учебном методе вся информация, например
текст, запоминается целиком, а затем как одно целое повторяется. Взаимосвязи
между отдельными частями воспринимаются быстрее и основательнее, а обязательное
число повто¬рений сокращается. Поэтому там, где это возможно, используйте
комплексный учебный метод.
При работе с большим
объемом материала трудно хорошо запомнить текст как одно целое. В таком случае
разбейте текст на достаточно большие разделы, объединенные одной темой. При
первом воспроизведении повторяется уже выученная часть и изучается вторая. При
втором — повторяются первые части и заучивается следующая и т. д.
4. "ЗУБРЕЖКА"
Бывает так, что
какой-то материал ну совершенно "не идет". В этом случае можно
прибегнуть к банальной зубрежке. Конечно, много так не выучишь, но этот способ
можно применять, в крайнем случае. У этого способа запоминания материала тоже
есть свои правила. Какова процедура "зазубривания"?
·
повтори про себя или вслух то, что нужно
запомнить;
·
повтори через 1 секунду, через 2
секунды, через 4 секунды;
·
повтори, выждав 10 минут (для
запечатления);
·
для перевода материала в долговременную
память повтори его через 2-3 часа;
·
повтори через 2 дня, через 5 дней (для
закрепления в долговременной памяти).
Как
запомнить большое количество материала.
Повторяй материал по
вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, что знаешь, и лишь
затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные
мысли — это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа
отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед
экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.
Комментарии
Отправить комментарий