Позиция учителя в школе



Осознавание позиции как возможность изменить стереотипы
Система навыков, которая будет Вам далее предложена, не панацея от всех неприятностей. Это только другой стиль поведения и отношения к своей работе. Это альтернативный способ, который может быть принят Вами, а может быть и отвергнут. Даже после того, как Вы научитесь новым психотехническим навыкам и решите не применять их в своей практике, Вы все-таки станете чуть-чуть свободнее в решении профессиональных, задач, так как будете иметь возможность выбирать. Возможность сознательного выбора — очень важное условие внутренней свободы. Бессильными, несчастными и «придавленными» жизнью мы себя чувствуем обычно в те моменты, когда попадаем в плен надоевших стереотипов, лишаясь возможности выбора. Какое-то стереотипное поведение не приводит к желаемому результату, а изменить стереотип так трудно! (Есть такое изречение: «Сумасшедший — это человек, который тысячу раз делает одно и то же, и тысячу раз ожидает получить другой результат»). Если Вы ощущаете, что в Вашей профессиональной жизни появились стереотипы, похожие на заезженную пластинку, если они стали «сильнее Вас» — это учебное пособие может помочь Вам. «Примерьте на себя» предлагаемые психотехнические навыки, проанализируйте свои впечатления, а затем, если захотите, возвращайтесь к прежним стереотипам.
Наверное, если Вас спросят, какими бы Вы хотели видеть своих учеников, Вы назовете такие качества как образованность, честность, принципиальность, самостоятельность, порядочность, скажете, что хотите гордиться ими (если у Вас не возникало таких желаний, Вы, наверное, не выбрали бы профессию учителя). В институте Вас учили, что нужно создать определенные условия, в которых именно эти качества у Ваших учеников и сформируются. В действительности же хоть немного изменить личность другого — очень сложное дело. Прежде всего потому, что неясно, что конкретно для этого надо делать учителю. И с кем что-то делать?
Принципиальная новизна данного подхода к воспитанию состоит в том, что мы советуем сделать нечто с самим собой (обычно воспитывать учеников — означает что-то делать с ними). Итак, первое, чему предстоит научиться — определению своей позиции в каждый конкретный момент профессиональной жизни. Когда Вы выбираете тот или иной способ поведения в классе, когда Вы говорите и слушаете, Вы реализуете определенную жизненную и профессиональную позицию. Навык осознавания (или рефлексии) своей позиции предполагает, что Вы можете осознать, что и почему Вы в данный момент делаете. Раскроем сначала, что означает это «что», затем — «почему», затем — что значит «осознаете», и наконец, что означает «в данный момент».
Что мы делаем, когда делаем обычные вещи
(стили учительского поведения)
Традиционный вопрос: «Что делать, чтобы твои ученики оставались людьми в любой ситуации?».
На эти вопросы учителя отвечают по-разному. Если Вы искренне верите, что по роду своей профессиональной деятельности должны указывать другим на их ошибки и объяснять, как делать правильно — ничего предосудительного в этом нет..., пока дело касается проверки диктанта или контрольной по математике. Но как только Вы попытаетесь перенести те же принципы в сферу человеческих отношений (возникающих, возможно, по поводу тех же математики или русского), Вы, скорее всего, быстро начнете тяготиться своей ролью и оставите ее.
А может произойти обратное — Вы почувствуете себя в ней очень уверенно и постараетесь расширить область ее применения (может случиться так, что члены Вашей семьи станут первыми «жертвами», и в общении именно с ними, а не с учениками, возникнут первые конфликты, когда Вы заметите, что Ваши собственные дети, привыкнув к четким указаниям и строгому контролю, совсем утеряли собственную инициативу и ответственность). Поведение контролера с годами становится стилем жизни. Психологи назвали это мышлением "красного карандаша». Этот стиль поведения характерен для человека, который в силу своей профессии чувствует себя наделенным особой властью и всегда знает правильный ответ на поставленные жизнью вопросы. Назовем такое поведение «позицией на пьедестале».
Такая позиция — неестественное положение человека учительской профессии по отношению к другим людям — в какой-то степени спровоцирована недемократическим устройством всей системы образования и, по мнению психологов, портит жизнь самому педагогу. Для самой системы образования — это один из признаков кризиса.
Как правило, отношение к поступкам других людей как к контрольной работе, полученной для проверки, готовность замечать прежде всего недостатки других, скорее ругать, чем хвалить, характерны для авторитарного, «давящего» поведения. Учителя, которым присуще такое отношение — не очень приятные в общении люди, даже если им самим кажется, что они так ведут себя только с учениками, но не с коллегами или близкими. Часто они считают, что им легко выйти из роли «строгого учителя» в любой момент, но это иллюзия. Ролевое поведение становится слишком стереотипным и быстро переносится на отношения со всем миром. Наверное, многие молодые учителя, коллеги опытных авторитарных педагогов уже не раз испытывали на себе это отношение. Поэтому, если Вы -молодой еще педагог, может случиться так, что Вы решили вести себя «наоборот». Вы выбираете «противоположное» поведение — стараетесь быть мягким, уступчивым, неконфликтным. Но скоро убеждаетесь, что в школе работать без конфликтов невозможно даже в младших классах. Поэтому, на многое закрывая глаза, Вы невольно начинаете чувствовать себя уязвленным и Вам все труднее оставаться самим собой и получать удовлетворение от взаимодействия с детьми. В старших классах Вы будете чувствовать себя особенно неуютно. Со временем Вы либо разочаруетесь в своей «мягкости» и, «набравшись опыта», станете авторитарным и «холодным», как говорят, «строгим» учителем, либо научитесь ловко использовать позицию «жертвы» для того, чтобы добиваться своего, эксплуатируя чувство вины других людей. На первый взгляд кажется, что эта бесконфликтная позиция уж никак не может быть названа позицией «на пьедестале», но это не так.

Типология учителей
УЧИТЕЛЬ НА ПЬЕДЕСТАЛЕ
Хитрость заключается в том, что позиция «на пьедестале» неоднородна. Есть разные стили учительского поведения, так сказать, разные «пьедесталы», на которые взбирается человек, чтобы спрятать от учеников свою личность. Американский психотерапевт, исследователь семейных отношений Вирджиния Сатир предложила типологию стилей родительского воспитания, которую мы сочли возможным перенести на учителей. Вот эти типы:
1.         Учитель-Начальник.
Его «пьедестал» — власть. От учеников он требует прежде всего послушания. Он похож на тирана, который постоянно подчеркивает свою силу, все на свете знает и считает себя образцом добродетели. Он всех обвиняет и держит в страхе. Это — «опытный» учитель, который хорошо знает скрытые пороки и тайные страхи своих учеников (да и своих коллег тоже). Он умело использует эти знания для поддержания своего авторитета. Он чувствует себя облеченным властью, и поэтому особенно «принципиален». Он считает, что учитель должен дать ответ на любой вопрос и по любому поводу иметь свою, единственно «правильную» точку зрения. Смена принятых в обществе стереотипов, любые «неопределенные» ситуации мучительны для учителей-начальников. Результаты такого стиля учительского поведения: конфликты, обиды, «бунт» учеников, отсутствие искренности во взаимоотношениях учителя с учениками.
Его «пьедестал» — компетентность. Он требует от учеников знаний, информации, фактов. Это — вещатель с каменным лицом, произносящий прописные истины, похожий на робота. Он считает, что не только в обучении, но и в воспитании главное — компетентность. Если ею кто-то и обладает, то это он сам. Его речь богата безличными предложениями («Все знают, что...», «Хорошо известно, что...», «Говорят...", «Есть мнение...»), а местоимений первого лица практически не содержит. Это «закрытый», «холодный» учитель.
Результат такого стиля учительского поведения: снижение уверенности в себе учеников, отсутствие у них положительных эмоций на уроках (особенно страдает самоуважение тех учеников, которые встречают затруднения в овладении предметом) и, в конце концов, снижение мотивации к занятиям данным предметом, даже отвращение к нему, несмотря на то, что такой учитель все делает «ради своего предмета».
2.         Учитель-Мученик
Его «пьедестал» — бесконфликтность. От учеников он ожидает послушания. Он хочет только служить другим. Он идет на большие жертвы ради пустяков и всегда выступает с позиции миротворца. Больше всего он боится конфликтов. Он испытывает постоянное чувство вины и взваливает на себя чужую работу. По сути он все время избегает душевного напряжения, сопутствующего конфликтам. Его позиция пагубна для детей: одних учеников она провоцирует на манипуляцию учителем, у других формирует страх возникновения проблем (проблемы ребенка так расстраивают учителя, что когда у ребенка что-то случается, он чувствует себя не вправе сказать об этом и испытывает чувство вины).
3.         Учитель-Приятель
Его «пьедестал» — популярность. От учеников он требует хорошего к себе отношения. Это снисходи-тельный товарищ, всегда и все готовый простить (независимо от возможных последствий). Такой учитель ведет себя беззаботно и по сути равнодушно по отношению к ученикам и их проблемам. Результат подобного стиля учительского поведения — отсутствие у ребенка чувства ответственности.

Все это — разновидности позиции «на пьедестале». Возможно, что в поведении конкретного учителя они смешаны, и в одних ситуациях он ведет себя как начальник, а в других — как компьютер или мученик. Вспомните конкретные примеры проявлений описанных позиций. Кто был этот человек «на пьедестале»? Что, по Вашему мнению, он чувствовал? Что Вы сами чувствуете, забираясь иногда «на пьедестал»?

УЧИТЕЛЬ БЕЗ ПЬЕДЕСТАЛА
Теперь обратимся к иной позиции — партнерской.
Партнерская позиция для учителя означает отсутствие вообще какого-либо пьедестала. Это человек, который знает, что нет никакого, даже самого гуманного основания для утверждения своей правоты за счет другого. Если представители непартнерской позиции могут сказать: «Я прав, потому что я обличен властью», или «Я прав, потому что я умнее», или «Я прав, потому что я лучше», то ничего подобного не придет в голову учителю-партнеру, так как для него «Я прав» обязательно подразумевает «Ты (мой ученик) — не прав».
Учителя-партнеры «ощущают себя лидерами-вдохновителями, а не авторитарными руководителями. Свою задачу они видят в том, чтобы научить детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации. Они готовы сообщать своим ученикам негативные оценки так же, как и позитивные, они готовы огорчаться, гневаться, расстраиваться так же, как веселиться и радоваться... Их поведение не расходится со словами.» (В.Сатир, 1992,с 13).
Все мы всего лишь люди. Никто не превращается в воспитателя автоматически в тот момент, когда получил диплом пединститута. Умение выбрать соответствующую ситуацию и время, чтобы поговорить с учениками тогда, когда они готовы выслушать учителя, приходит после многих ошибок и разочарований. Убеждение, что изменения неизбежны, что дети переходят от одной стадии развития к другой, и Вы сами никогда не останавливаетесь в своем развитии и постоянно переходите от одного состояния к другому — тоже приходит с опытом. Учителя, реализующие партнерскую позицию, принимают изменения как неотъемлемую часть бытия и стараются творчески использовать их в своей жизни.
Вы можете возразить, что в нынешних условиях школьной действительности такой учитель не выживет, и это описание нереально. Но Вы также согласитесь, что такие учителя существуют и счастливы вопреки всем государственным системам на свете. Вы можете упрекнуть авторов в том, что они не знают школьной жизни: высокие требования, низкая зарплата и переполненные классы не оставляют возможности для такого поведения. Но мы можем сказать, что выбирая позицию, Вы решаете вопрос первостепенной жизненной важности, вопрос выживания, вопрос самоуважения.

С. В. Кривцова Е. А. Мухаматулина «Навыки конструктивного
взаимодействия с подростками»

Комментарии