Задайте
себе вопрос, когда вы в последний раз
разговаривали со своим ребенком. "Вчера, только что", -
ответите вы себе. Но давайте задумаемся,
что это было, разговор или
односторонний монолог, когда вы читали нотацию своему чаду за его
очередную провинность. Чаще всего
наши разговоры с детьми сводятся к чтению нотаций: мол
нельзя так себя вести, или к
риторическому вопросу:
"Ну, что нового?..." Задав вопрос, мы тут же о нем забываем и уже
не слышим, что нам говорит ребенок. А он,
пусть даже еще маленький, видя такое отношение, старается
как можно короче ответить или просто молчит, все равно его не слышат.
Но
ведь КОНТАКТ с родителями - это едва
ли не один
из столпов безопасности вашего
ребенка. Именно через КОНТАКТ вы узнаете о проблемах и вопросах, которые
волнуют ваше чадо
и, решая с ним его проблемы, вы
помогаете ему научиться правильно вести себя в той или иной ситуации.
Но
почему наши дети не рассказывают нам о
своих проблемах? Отчасти оттого,
что именно мы не хотим об этом слышать: то мы очень заняты работой, то
по телевизору идет любимый сериал или
футбол, то газета
оказалась очень интересной,
и нам не до ребенка, не до его вопросов. И ребенок остается один на один
со своими проблемами. И вдруг мы замечаем, что ребенок уже вырос, и
мы не знаем,
о чем он
думает, какие у него
друзья и увлечения. И когда
мы задаем ему
вопрос, то получаем односложный ответ: "Все в порядке". Теперь мы
хотим поговорить с ним, но о чем, как найти тот желанный контакт, мы не знаем.
Поэтому
первое правило гласит: как можно чаще
говорите с детьми, помогайте
решать их, пусть даже пустяковые, по вашему мнению, проблемы.
Сломалась его любимая
игрушка - попереживайте вместе
с ним, постарайтесь помочь ребенку в его горе. Не надо думать, что
разговор по дороге
домой или в перерыве
между фильмами -- это достаточно
для вашего ребенка, ему нужно ваше постоянное внимание.
Если
ваш ребенок рассказывает вам о том,
как прошел день, старайтесь его не
перебивать, слушайте внимательно, и уж ни в коем случае не говорите: "Ты
все придумываешь..." "Такого
быть не может". Не
исключено, что в
рассказе ребенка может присутствовать элемент фантазии, но
даже эта фантазия должна на чем-то базироваться. Это может быть связано с сюжетом
фильма, который вы недавно
смотрели или напоминать действия вашего знакомого.
Приведу
один небольшой пример, в котором вы можете узнать и себя:
женщина едет в автобусе со своим 5-летним сыном. Мальчик рассказывает ей
о том, как он провел время у
дяди Славы, и вдруг
неожиданно для матери делает
заключение: "...дядя Слава плохой!" Мать, естественно, задает вопрос,
почему так считает ребенок и
мальчик отвечает, что на
остановке к ним подошла бездомная собака и дядя
Слава ударил ее
ногой, и животное ударилось о
забор. Женщина, не
дав ребенку договорить, "бросилась" на защиту
своего знакомого, обвиняя мальчика, что он все это придумал, и что дядя Слава не
мог так поступить.
Попробуем разобраться
в сложившейся ситуации: во-первых, мать, сама того не
желая, обидела ребенка, обвинив его во
лжи, и, следовательно, в
следующий раз мальчик
вряд ли захочет поделиться с матерью увиденным, а значит,
увеличивается риск стать жертвой преступления. Во-вторых, если даже
предположить, что ребенок придумал всю историю или только ее
окончание, то все равно
его выдумка должна была на чем-то базироваться, и случай
с собакой мог иметь место не в этот день,
а в любой другой, и на месте животного мог быть
кто угодно, даже человек.
Из этого
следует, что вы
должны не только внимательно слушать, но
и анализировать все
сказанное ребенком,
интересоваться книгами, которые
он читает, смотреть фильмы,
которые он смотрит. Но эта связь не должна быть односторонней, т.е. вы
интересуетесь его делами, но к своим его не допускаете. При таком варианте вы
скоро увидите, что ребенок вам полностью не
доверяет, что-то утаивает
от вас. Поэтому
старайтесь совместно с ним решать
не только его проблемы, но и свои, расскажите ему о
том, что вас волнует. И тогда у вас
будет с ребенком полный КОНТАКТ,
а значит, вы сможете его обезопасить и помочь ему вовремя принять правильное
решение.
Ольга Богачева, Юрий Дубягин «Школа выживания, или
56 способов
защитить
ребенка от преступления»
Комментарии
Отправить комментарий