Поговори со мною, мама



Задайте себе вопрос, когда вы в последний раз  разговаривали со своим ребенком. "Вчера, только что", - ответите вы себе. Но давайте задумаемся,  что  это было, разговор или односторонний монолог, когда вы читали нотацию своему чаду за  его  очередную провинность.  Чаще  всего  наши  разговоры  с детьми сводятся к чтению нотаций: мол нельзя так себя вести, или к  риторическому вопросу:  "Ну,  что  нового?..."  Задав вопрос, мы тут же о нем забываем и уже не слышим, что нам говорит ребенок. А он,  пусть даже  еще  маленький, видя такое отношение, старается как можно короче ответить или просто молчит, все равно его не слышат.
Но ведь КОНТАКТ с родителями -  это  едва  ли  не  один  из столпов  безопасности  вашего  ребенка. Именно через КОНТАКТ вы узнаете о проблемах и вопросах, которые волнуют  ваше  чадо  и, решая  с ним его проблемы, вы помогаете ему научиться правильно вести себя в той или иной ситуации.
Но почему наши дети не рассказывают нам о  своих  проблемах? Отчасти  оттого,  что именно мы не хотим об этом слышать: то мы очень заняты работой, то по телевизору идет любимый сериал  или футбол,  то  газета  оказалась  очень  интересной,  и нам не до ребенка, не до его вопросов. И ребенок остается один на один со своими проблемами. И вдруг мы замечаем, что ребенок уже  вырос, и  мы  не  знаем,  о  чем  он  думает,  какие  у  него друзья и увлечения.  И  когда  мы  задаем  ему   вопрос,   то   получаем односложный  ответ: "Все в порядке". Теперь мы хотим поговорить с ним, но о чем, как найти тот желанный контакт, мы не знаем.
Поэтому первое правило гласит: как  можно  чаще  говорите  с детьми,  помогайте  решать их, пусть даже пустяковые, по вашему мнению,   проблемы.   Сломалась   его   любимая   игрушка - попереживайте  вместе  с ним, постарайтесь помочь ребенку в его горе. Не надо думать,  что  разговор  по  дороге  домой  или  в перерыве  между  фильмами -- это достаточно для вашего ребенка, ему нужно ваше постоянное внимание.
Если ваш ребенок рассказывает вам о том,  как  прошел  день, старайтесь  его  не перебивать, слушайте внимательно, и уж ни в коем случае не говорите: "Ты все придумываешь..." "Такого  быть не   может".   Не  исключено,  что  в  рассказе  ребенка  может присутствовать элемент фантазии, но даже эта фантазия должна на чем-то базироваться. Это может быть связано с  сюжетом  фильма, который  вы  недавно  смотрели  или  напоминать действия вашего знакомого.
Приведу один небольшой пример, в котором вы можете узнать  и себя:  женщина едет в автобусе со своим 5-летним сыном. Мальчик рассказывает ей о том, как он провел  время  у  дяди  Славы,  и вдруг  неожиданно  для матери делает заключение: "...дядя Слава плохой!" Мать, естественно, задает вопрос, почему  так  считает ребенок  и  мальчик  отвечает,  что  на остановке к ним подошла бездомная собака и дядя  Слава  ударил  ее  ногой,  и  животное ударилось   о   забор.  Женщина,  не  дав  ребенку  договорить, "бросилась" на защиту своего знакомого, обвиняя  мальчика,  что он все это придумал, и что дядя Слава не мог так поступить.
Попробуем  разобраться  в  сложившейся  ситуации: во-первых, мать, сама того не желая, обидела ребенка, обвинив его во  лжи, и,  следовательно,  в  следующий  раз  мальчик  вряд ли захочет поделиться с матерью увиденным, а  значит,  увеличивается  риск стать  жертвой преступления. Во-вторых, если даже предположить, что ребенок придумал всю историю или только  ее  окончание,  то все  равно  его  выдумка  должна была на чем-то базироваться, и случай с собакой мог иметь место не в  этот  день,  а  в  любой другой, и на месте животного мог быть кто угодно, даже человек.
Из  этого  следует,  что  вы  должны  не  только внимательно слушать,   но   и   анализировать   все   сказанное   ребенком, интересоваться  книгами,  которые  он  читает, смотреть фильмы, которые он смотрит. Но эта связь не должна быть односторонней, т.е. вы интересуетесь его делами, но к своим его не допускаете. При таком варианте вы скоро увидите, что ребенок вам полностью не  доверяет,  что-то  утаивает  от  вас.  Поэтому   старайтесь совместно с  ним  решать  не  только  его проблемы, но и свои, расскажите ему о том, что вас волнует. И тогда у вас  будет  с ребенком полный КОНТАКТ, а значит, вы сможете его обезопасить и помочь ему вовремя принять правильное решение.

Ольга  Богачева, Юрий Дубягин «Школа выживания, или 56 способов

защитить ребенка от преступления»

Комментарии