Взрослые люди устроены
удивительно скучно. Они верят в то, что видят или, в крайнем случае, в то, что
прочли в умных книжках без картинок. А когда рассказываешь им о том, что есть
на самом деле, они не верят, ругаются или с беспокойно-ласковыми лицами
предлагают съездить в гости к «доброму дяде детскому психиатру».
Ребенок же живет в
совершено другом волшебном мире: в мире, где Карлсон столь же реален, как
«домомучительница» фрекен Бок, где варежка может стать преданным щенком, а
Чеширский кот умеет исчезать, оставляя только улыбку.
Воображаемые друзья
появляются у детей обыкновенно в возрасте 3-5 лет. Это абсолютно нормальное
явление, обусловленное развитием воображения и творческих способностей.
Воображаемые друзья
бывают разными: игрушка, которую ребенок наделяет человеческими качествами,
призрачный друг, которому малыш требует ставить дополнительный прибор во время
еды и подтыкать одеяло на ночь… Друг может быть взрослым и сильным, на манер
Супермена, или беззащитным и нуждающимся в заботе и опеке, как щенок из
мультфильма «Варежка», или же просто ровесником-ребенком, вполне банальным «Сережкой»
или «Наташкой». Воображаемый друг совсем не обязательно человек, почти в
половине случаев он – зверушка.
Нет смысла столкнувшись
с этой «проблемой» бежать к специалисту – просто ваш ребенок наделен очень
живой фантазией. И это вовсе не плохо. Воображаемый друг – прекрасный
диагностический материал для родителей. Наблюдая за ним, можно узнать многое из
того, чего вы даже не подозревали о своем малыше, ведь в этих играх отражаются
как проблемы самого ребенка, так и семьи в целом.
Проблема:
давление и гиперопека
Часто ребенок
испытывает сильное давление со стороны родителей. Причем не всегда это
выражается в запретах и наказаниях, часто чрезмерная опека может почище любого
насилия загнать в угол, не оставить места для собственного «я» ребенка. И тогда
малыш сбегает в мир воображаемых друзей, который может развиваться по двум
сценариям.
Сценарий первый: в
сокровенном тайном мире ребенку можно все, чего нельзя с родителями: завести
собаку, гулять по крышам, есть варенье ложками и т.д. Сценарий второй: ребенок
принимает на себя роль родителя и ведет себя аналогичным образом - ограничивает
и подавляет своих фантомных друзей, которые в этом случае будут нелепыми и
беспомощными. Кстати, это отличный способ для родителей посмотреть на себя со
стороны и сделать выводы: возможно, ребенку понимание нужно гораздо больше, чем
наглаженные стрелки на штанах или сверкающий белизной носовой платок.
Проблема:
чувство вины
Невротическая вина
бывает не только у взрослых, но и у детей. И чтобы ослабить напряжение дети
уходят с головой в придуманный мир с придуманными друзьями. Сценарии очень
похожи на те, что и при «давлении». С той лишь разницей, что тут появляется
модальность наказания, причем как в виде самого наказания (ребенок может
наказывать своего воображаемого друга, или рассказывать, как тот был наказан),
так и в виде счастливого спасения от оного (должны были наказать, но случилось
что-то фантастическое и обошлось).
Проблема:
нехватка впечатлений
Если в рассказах
ребенка о его друге фигурирует множество витиеватых сюжетов о приключениях,
фантастических мирах, путешествиях и т.д. – это может быть симптомом нехватки
реальных впечатлений.
Даже взрослому человеку
тяжело жить в рутине: дом-работа-дом, приготовить суп, влить суп в чадо,
выпасть в осадок, поставив будильник на шесть утра, потому что завтра снова на
работу… Через месяц-два такой жизни мы лезем на стену, начинаем глотать
антидепрессанты, жаловаться друзьям, искать психоаналитика. Но у взрослого
больше возможности разнообразить свою жизнь, можно попросить бабушку посидеть
вечером с ребенком и рвануть в гости или клуб, можно вырваться в перерыв на
работе пообщаться с подружкой или влезть в Интернет и подпитаться впечатлениями
виртуальными. Ребенок всего этого не может, он полностью зависит от нас, а ведь
его жизнь в не меньшей степени рутинна: будильник, детский сад, одни и те же
игрушки, ужин, «Спокойной ночи малыши» с одним и тем же приевшимся за год
Лунтиком, а потом на горшок и в постель. Хорошо еще если на ночь мама читает о
прекрасных приключениях и интересной жизни мумитролей, Малыша с Карлсоном,
девочки Пеппи-Длинныйчулок… А назавтра снова детский сад… И единственное место,
где не так скучно, - мир фантазий, где с верными друзьями можно пережить что-то
новое отличное от серости каждодневной жизни.
Вспомните, как давно вы
в последний раз куда-нибудь с ребенком ходили, кроме облезлого двора с тремя
березами и половиной сломанных качелей? А ведь ребенку необходимы новые
впечатления как воздух! И одного раза в воскресенье, ему явно мало.
Некоторым выходом
являются детские сады, работающие по новым специальным программам, в которых
заложено множество «событий» значимых для детей. Но и тут есть некоторые «но».
Например, эти сады более чем платные, может стать сложностью для неработающих
мам, и требуют присутствия родителей на многих мероприятиях, что может стать
сложностью для мам работающих. Да и не все дети выдерживают нагрузку от
большого количества впечатлений (слишком хорошо, как известно, тоже нехорошо).
Проблема:
нехватка общения
Чаще всего воображаемый
друг появляется, когда ребенок чувствует себя одиноким. Например, в семье
появляется второй ребенок и все внимание родителей сосредоточено на младенце,
или когда родители несколько рассеяны и заняты своими мыслями больше, чем
детьми (идеальный представитель такого типа родителя - мама из мультфильма
«Варежка» - добрая, хорошая, но вечно уткнувшаяся в свою книгу и свои мысли). А
еще бывают просто застенчивые дети, которым трудно сходиться со сверстниками.
Тут рекомендация может
быть только одна – больше общения: просто общения с ребенком, общения вместе с
другими детьми и их родителями, помощь ребенку в нахождении общего языка с
ровесниками.
Проблема:
вытеснение
Как правило, ребенок
проигрывает со своими воображаемыми друзьями свои тайные желания. Это самый
прозрачный и легко «читаемый» вариант. Если друг вашего ребенка приходит, чтобы
защищать его (чаще всего это какой-то аналог Бэтмена, Человека-паука или, на
худой конец, Питера Пена, который заберет его отсюда немедленно), значит,
ребенку плохо, он нуждается в защите, в снижении давления. Если же защитник
«обещает» еще и наказать обидчиков, это вытесненная агрессия и надо хорошо
задуматься – не пора ли обратиться к психологу?
Бывают и более простые
и легко решаемые проблемы, например, воображаемую собаку весьма просто заменить
на реального живого щенка (если у ребенка аллергия на шерсть, в конце концов,
можно выбрать «лысую» породу или пуделя).
«И нечего
сваливать вину на какого-то Карлсона!»
Самый плохой вариант –
если ребенок скрывает от вас своих воображаемых друзей. Это говорит о недоверии
и страхе. Хотя бывают варианты, когда вы просто не заметили воображаемого
друга, ну кто бы мог подумать, что милейший Пашка из детского сада,
фигурирующий во всех рассказах вашего малыша, в реальности пластмассовый
крокодил с оторванной лапой?
Как себя вести с
воображаемым другом вашего ребенка? Самое главное – ничего не запрещать. В
какой-то степени можно даже подыграть ребенку: поставить лишний прибор за
обедом для его друга, выслушивать все истории и интересоваться самочувствием и
делами очередного «Карлсона». Однако важно провести границу между фантазией и
реальностью – отвечать за свои поступки должен сам ребенок, а не сваливать все
на воображаемых друзей: хорошо, что к тебе в гости пришла «Маша», но уроки
делать надо все равно, люстру, конечно, разбил «Карлсон», но в углу, все равно,
будешь стоять ты.
Воображаемые друзья
ликвидируется сами собой к 7-9 годам. Если этого не случилось, то имеет смысл
обратиться к психологу. Но не допускайте к своему ребенку шарлатанов, которые
пытаются поставить диагноз и прописать тысячу и один психотропный препарат.
Вообще, надо понимать,
что если вы обращаетесь к психологу с проблемами ребенка, то работать, прежде
всего, предстоит вам самим, так как источник детских проблем чаще всего берет
начало в родительских промахах.
Джинна Литинская
Комментарии
Отправить комментарий